Североамериканская ассоциация свободной торговли
Другой практический пример международной интеграции — НАФТА. В начале 1988г. между США и Канадой было заключено Соглашение о зоне свободной торговли. 17 декабря 1992 г. было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г. Если проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить с основополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное", демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию единого континентального рынка и свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
По прогнозам специалистов, не исключено, что уже к 2010 г. произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется зона свободной торговли с населением более 378 млн человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные механизмы, регулирующие сотрудничество, аналогичные существующим в ЕС (комиссия, суд, парламент и т.д.). Не исключено, что в процессе сотрудничества появятся иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет продиктовано необходимостью.
Создание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков, хотя роль экономических императивов при этом нисколько не приуменьшается. В начале 1990-х годов с окончанием холодной войны радикальным образом изменилась военно-политическая и экономическая ситуация в мире — исчезли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические позиции России и бывших республик СССР. В новых условиях все чаще проявляются попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под американского «зонтика», направить средства на укрепление экономической мощи. В последние годы можно говорить о сравнимости суммарных экономических и научно-технических потенциалов стран ряда регионов с аналогичными показателями США. Как отмечено выше, Евросоюз после сравнительно долгого периода становления интеграционного климата в начале 1990-х годов приступил к политике «резкого форсирования», направленной на углубление и расширение интеграции.
В то же время отмечается рост экономической мощи Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии, несмотря на азиатский кризис 1997—1998 гг. Активизировалось Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, идут разговоры о создании Восточноазиатского экономического сообщества, Азиатского общего рынка и т.д. Такая эволюция событий в мировой экономической жизни не могла не насторожить Вашингтон, не заставить его предпринять действенные меры, чтобы предупредить возможные негативные, прежде всего для США, последствия.
Ведущая роль в развитии интеграции на североамериканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США в принципе не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов у себя на континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу.
Помимо аргументов политического характера, каждая страна — участница Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, в начале 1990-х годов американские эксперты указывали, что увеличение экспорта приведет к росту числа рабочих мест. Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоемких, материалоемких и других дорогостоящих производств, что должно существенно повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров. Американские политологи-экономисты считают НАФТА своеобразным трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например партнера, а не «эксплуататора».
Экономика Канады тесно связана с американской. Достаточно сказать, что доля США во внешнеторговом обороте Канады составляла в конце 1980-х годов примерно 70% и, наоборот, доля Канады во внешней торговле США — 20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 1980-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских.
Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предварительно скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. Канада считает, что участие в НАФТА позволит ей более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, так как оплата труда и Канаде выше, чем у партнеров по группировке.
Следует отметить, что в Канаде насчитывается и много противников углубления интеграционных процессов с США в НАФТА, поскольку слишком уж агрессивны американские фирмы в Канаде, в связи, с чем существуют определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты для сопровождения экономических процессов.
Похожие работы: